Сохранность автомобильных шин
2024-09-02
35711
Согласно статистике, в нашей стране среднегодовой пробег автомобилей, принадлежащих гражданам, составляет примерно 15000 километров. Кто-то ездит больше, кто-то меньше, а кто-то выезжает на личном транспорте совсем редко в силу разных причин, отчего машина месяцами или даже годами вообще не сдвигается с места. Некоторые особо бережливые водители считают так: поскольку пробег автомобиля минимален, его покрышки будут как новенькие, невзирая на возраст. Но по факту длительное обездвиживание автомашины чревато различными техническими проблемами, и в первую очередь это плохо для шин. Хуже всего, когда хозяин или хозяйка бросает свою машину на открытой стоянке с не докаченными шинами, да ещё и в загруженном состоянии. Дело в том, что при продолжительном многодневном простое от статичной вертикальной нагрузки деформируется и каркас, и боковины, и протекторный слой. Такое одностороннее смятие впоследствии вызывает сильную тряску колёс при движении. Да, по мере расправления нитей корда она постепенно будет снижаться, однако ускоренный износ резины и элементов подвески на какой-то период Вам гарантирован. Иногда кособокость пострадавшей от долгой стоянки шины остаётся с ней вплоть до списания в утиль. Вот почему Правила эксплуатации автомобильных шин, утвержденные Минтрансом в 2004 году, предписывают не допускать стоянки автомобиля на одном месте с полной нагрузкой более двух суток, а ненагруженного автомобиля – более десяти суток. При необходимости стоянки сверх этого срока следует разгружать шины путём вывешивания транспортного средства с помощью подставок или передвигать автомобиль.
Другая особенность хранения. Место стоянки автомобиля выбирается так, чтобы на нём не было грязи, масел, нефтепродуктов, химикатов и других веществ, способных разрушить резину. В холодное время года должна быть исключена возможность примерзания шин к опорной поверхности из-за скопления воды возле колёс.
Ещё с советских времён автомобили, подлежащие консервации, полагались устанавливать на уже упомянутые подставки в целях полной разгрузки шин. Вместе с этим поверхность резины рекомендовалось окрашивать водной эмульсией мела либо известью для предохранения от прямого воздействия солнечных лучей. Тут тоже всё понятно: ведь чёрное и белое под открытым небом греется по-разному. И как человеческая кожа страдает от избытка солнца, так и автомобильная резина плохо переносит ожоги от ультрафиолетового излучения. Защитный крем в одном случае и побелка кистью в другом в чём-то схожи по своему действию. Кстати, стоянка автомобиля на шинах, давление в которых ниже установленной нормы, правилами в принципе запрещена. Кроме того, считается недопустимым хранение машины в тёплом помещении ближе одного метра к элементам отопительной системы.
Старение слоя резины с её последующим растрескиванием влечёт за собой не только чувствительное ухудшение сцепных свойств. Глубокие трещины открывают путь воде и дорожной химии к оголившимся слоям металлического корда. Интенсивная коррозия стальных нитей снаружи незаметна, но она в дальнейшем грозит разрушением шины, которое может случиться в самый неподходящий момент. Поэтому сильно потрескавшиеся покрышки даже при хорошем запасе по высоте протектора надо менять на новые.
И ещё: казалось бы, мелочь, но на всех без исключения вентилях шин всегда должны быть накручены защитные колпачки. Попадание воды и грязи в открытый золотник не сулит ничего хорошего, например, при подкачке колеса в дороге.
Между прочим, тщательный уход за шинами и их своевременная замена в случае износа или повреждения необходимы, в том числе и для того, чтобы свести к минимуму вероятность возни с колесом во время поездки. В этой связи никогда не забывайте об опасности даже короткой остановки для ремонта на полосе движения или в непосредственной близости от неё, особенно на загородной трассе. Для понимания: по наблюдениям ГИБДД с момента вынужденной остановки автомобиля на одной из полос КАД (кольцевой автодороги в районе Санкт-Петербурга) до того момента, как в помеху врежется другая автомашина, проходит в среднем около пяти минут. Последствия столкновения двух и более транспортных средств на скорости порядка 100 километров в час можете представить сами.
Отсюда первое правило: перед подкачкой спустившей шины или перед установкой запасного колеса уберите автомобиль на безопасное расстояние от пределов проезжей части. И даже если в поисках подходящего «кармана» вам придётся проделать немалый путь, никогда не сожалейте об изжёванной покрышке. Её стоимость несоизмерима с ценой вашей жизни и с благополучием ваших пассажиров. И уже находясь в безопасном месте, извините за тавтологию, продолжайте соблюдать правила техники безопасности. Использование сигнального жилета, знак аварийной остановки, включённая «аварийка», противооткатные упоры под колёса: перечень необходимых инструментов и мер можно продолжить. Для работы с домкратом на грунте полезно возить с собой в качестве опоры кусок многослойной фанеры толщиной не менее сантиметра и с размерами 25х25 см. Неплохо иметь под рукой также подходящий обрезок трубы, диаметр которого позволит надеть его в качестве удлинителя на рукоятку баллонного ключа. Такое простейшее приспособление нередко выручает при отворачивании заупрямившегося колёсного крепежа, однако оно не требуется для последующей затяжки. Точно не будет лишней полиэтиленовая накидка с капюшоном, которая используется в качестве плаща. Нитяным перчаткам и мощному фонарю тоже найдется место в багажнике.
Раз уж мы затронули тему крепления колёс, стоит упомянуть пользу от визуального контроля состояния резьбы на шпильках, болтах или гайках. Варианты крепежа могут быть разными, но есть общее правило. Хоть гайка, хоть болт должны заворачиваться до момента прижатия к колёсному диску легко, с небольшим усилием, зачастую просто пальцами руки. При внешнем осмотре резьбы на крепёжном элементе её нитки должны ровными, без малейших следов деформации. А если вы видите смятые, словно потянутые в одном направлении витки, то такие детали подлежат немедленной замене. Косвенный признак критического повреждения резьбы – это тугое и очень тугое проворачивание гайки либо болта буквально с первого оборота.
Выбирая в магазине автозапчастей новый крепёж, возможно, от другой модели и марки, обязательно поинтересуйтесь у продавца углом конической части. Бывает, что, например, красивая высокая гайка от японского внедорожника идеально подходит по параметрам резьбы на российский УАЗ, но вот конус импортной гайки с иным углом не садиться плотно в гнездо отечественного диска. Прижимное усилие в данном случае распределяется не по широкой полоске в зоне контакта гайки и диска, а представляет собой только узенькую, очень тонкую кольцевую линию.
Как результат, при несовпадении конических углов крепёж быстро разбалтывается на ходу, отчего разбиваются отверстия в дисках. Поэтому старайтесь отдавать предпочтение оригинальным крепёжным деталям колёс во избежание досадной ошибки.
Желаю Вам только счастливого пути на технически исправном автомобиле!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович