Причины ускоренного износа шин
2024-01-14
1404
Известно, что срок службы автомобильных шин может меняться в довольно широких пределах. Например, при кривом расположении колёс друг относительно друга можно угробить протектор новой покрышки буквально за один день. И, наоборот, если водитель аккуратен, и шасси его автомобиля находится в полном порядке, то на одном комплекте шин можно проехать значительно большее расстояние сверх усреднённого ресурса.
Самый простой и дешёвый способ продления срока службы шин - внимательно следить за тем, как Ваш автомобиль слушается руля и как он ведёт себя на дороге. При появлении малейших признаков нарушения четкой, внятной управляемости следует немедленно посетить СТО для регулировки углов установки колёс либо ещё и для замены изношенных или покалеченных элементов подвески.
Если на Вашей машине имеется независимая подвеска не только передних, но и задних колёс, необходимо тщательно выставлять положение каждого колеса. В том случае, когда сзади установлена сплошная балка, регулировке подлежат только передние управляемые колёса.
При нормально отрегулированной, исправной ходовой части автомобиль, словно умная лошадь, сам старается ровненько бежать по прямой, не требуя от водителя каких-то значимых дополнительных усилий. Такое замечательное свойство - самостоятельная стабилизация управляемых колёс - заложена в конструкции буквально каждой автомашины.
То, что мы в просторечии иногда называем самовозвратом руля, на самом деле обеспечивается двумя функциями: весовой и скоростной стабилизацией автомобиля.
Весовая стабилизация достигается за счёт поперечного наклона воображаемой оси поворота колеса, которая проходит либо через центры верхней и нижней шаровой опоры, либо вдоль шкворна, в зависимости от конструкции передней подвески. Благодаря такой хитрой геометрии при повороте руля хоть влево, хоть вправо передняя часть машины, приподнимается вверх незаметно для глаза, но при этом на достаточную высоту, чтобы своим весом хорошенько давить на подвеску.
Это давление приводит к тому, что колеса стремятся сами вернуться в прямолинейное положение.
Вот почему такой способ, стабилизации и называется «весовой», ведь в ней задействуется вес.
Она проявляется лучше всего, когда мы на малой скорости выкрутим руль до упора, а затем отпустим его. На исправном автомобиле рулевое колесо тут же вернётся к исходной позиции «прямо».
Но если самовозврат вялый или его вовсе нет на малом ходу, то, скорее всего, у Вас имеет место отрицательный развал передних колёс, то есть верхняя часть левого и правого колеса сильно завалилась внутрь арки по сравнению с нижней его частью. Зато при нормальном, положительном развале передних колёс весовая стабилизация срабатывает очень чётко.
Другой вид стабилизации – скоростной - мы ощущаем по мере набора скорости. Для обеспечения такого полезнейшего эффекта верхняя шаровая опора смещена чуть назад по отношению к нижней своей сестре.
Когда мы имеем дело со старинной шкворневой конструкцией, то и там шкворень тоже будет завален назад, если смотреть на машину сбоку. Так вот, как продольный угол наклона оси поворота колеса смещает воображаемую точку контакта шины с дорогой вперед относительно её реальной точки опоры. За счет этого в движении возникает сила, которая постоянно стремится отодвинуть колесо назад. Если слева и справа углы продольного наклона оси поворота колеса будут идентичны, то и автомобиль с ростом скорости станет всё увереннее сохранять прямолинейность движения, радуя своего хозяина примерным послушанием. Именно так проявляет себя скоростная стабилизация управляемых колёс: тот же чёткий «ноль» на руле с появлением нарастающего устремления к самовозврату при любом отклонении рулевого колеса.
Как раз такая однозначная обратная связь и дарит водителю чувство полного взаимопонимания между человеком и автомобилем.
Но есть и ещё один не менее важный параметр - это оптимальный угол схождения пары колёс. Иначе говоря, передние колёса должны быть нацелены не совсем параллельно, а им нужно смотреть как бы чуточку внутрь словно стремясь сбежаться, съехаться вместе в отдалённой перспективе. Положительная величина схождения компенсирует податливость шин, что позволяет исключить их ненормальный износ, и - самое главное - добиться наилучшей управляемости.
Итак, мы должны запомнить правильные повадки своего автомобиля после точной настройки углов установки колёс, и в дальнейшем тоже необходимо следить за соблюдением этих хороших манер. А как только контроль за рулевым колесом начинает Вас напрягать, будь то рыскание машины, её односторонний увод либо какая-то непонятная расхлябанность, то знайте: Вас будет преследовать ещё и повышенный износ резины.
Вот лишь несколько типичных примеров.
а) Истирание наружных частей протектора на левом и правом колесе, с характерным пилообразным износом. Оно свидетельствует о слишком большом схождении.
б) Такая же картина, но с внутренних сторон укажет на значительное расхождение
в) Похожий износ изнутри либо снаружи беговой дорожки шины, но без пилообразной поперечной составляющей, появляется при грубом нарушении развала, которое заметно даже на глаз.
г) Пятнистый износ протектора по центру может быть вызван или отрицательным углом продольного наклона оси поворота колеса, или плохой работой амортизатора, или нарушением балансировки.
Ещё имеет место ненормальный износ при пониженном либо, наоборот, при чрезмерно высоком давлении в шине.
Поэтому возьмите себе в привычку, как тот небезызвестный литературный персонаж Макар-следопыт, регулярно осматривать протектор колес, особенно тех, что находятся спереди. Повторюсь: при появлении одностороннего износа шин и в тех случаях, когда Вы замечаете необычные ощущения, а также трудности в контроле за траекторией автомобиля, нужно немедленно выяснять и устранять причины опасных неисправностей.
Помните: плавная, аккуратная манера езды при условии хорошего технического состояния автомобиля позволит Вам значительно повысить ходимость комплекта шин.
Счастливого Вам пути на свежей неизношенной резине!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович