Повреждения шин и колёс в период весенней распутицы
2024-04-02
1497
Способность создавать проблемы самим себе является характерной чертой неопытных, неумелых и недальновидных водителей. Один из типичных примеров – это повреждение шин и колёс в период весенней распутицы.
Многие автомобилисты каждую весну привычно ругают дорожников за плохое состояние дорог с быстро разрушающимся асфальтом. Скажите: а когда было по-другому? На мой взгляд, это следует принимать как данность. Чтобы не угробить подвеску, колёса и шины, надо либо на время отказаться от поездок на автомобиле, либо сосредоточиться на совершенствовании водительского мастерства в плане аккуратного преодоления дефектов проезжей части.
Некоторые дельные советы по весеннему вождению лежат буквально на поверхности, а если конкретно, то на поверхности воды. Двигаясь за едущим перед Вами транспортом через участки, залитые водой, присматривайтесь к следам от задних колёс. В оголяющемся ненадолго покрытии до того, как вода с грязью вновь сомкнёт свою гладь, хорошо видны контуры всевозможных ям. Ваша задача – просто объезжать обозначившиеся выбоины, смещаясь чуть правее или чуть левей. Ну, а если машина перед Вами ухнула в глубокую промоину, то у Вас при должной наблюдательности останется время для принятия решения о дальнейших действиях.
Но не всегда при проезде глубоких луж получается ехать за лидером. Например, интенсивность движения низкая, а впереди никого нет. Тогда следует полагаться только на собственную осмотрительность и осторожность при минимальной скорости пересечения проблемного участка.
Чтобы случайно не повредить шины и сами колёса, в период весенней распутицы особенно важно поддерживать рекомендованное давление воздуха. Нельзя забывать о том, что в пневматической шине основную нагрузку несёт на себе именно сжатый воздух. А если шина толком не накачана, то в первую очередь страдают чрезмерно сминающиеся боковины.
Есть и другая особенность. Очевидно, что наибольшей стойкостью к ударам обладает свободно катящееся колесо, которое не нагружено дополнительно ни боковым, ни тяговым, ни тормозным усилием. Иными словами, если на разбитом участке резко не крутить рулём, не «газовать» и не тормозить, то шинам будет намного легче переносить удары и толчки от неровностей. Не случайно у опытных водителей выработано золотое правило: «Отпусти тормозную педаль перед наездом на препятствие!»
Даже если Вы не успеваете погасить скорость до желаемой величины, всё равно заставьте себя убрать ногу с педали тормоза чуть раньше, чем передние колёса попадут на неровность. Такое действие даёт возможность расслабить, распустить зажатую тормозным усилием переднюю подвеску и тем самым увеличить её рабочий ход. Несложно понять, что при интенсивном торможении происходит значительное перераспределение массы автомобиля вперёд, отчего нагрузка на передние шины может увеличиваться в полтора раза и даже более. Здесь определяющими факторами становятся интенсивность замедления, высота центра тяжести автомобиля и расстояние между осями.
Так вот, мало того, что при резком торможении водитель создаёт на компонентах передней подвески мощное скручивающее усилие и зажимает её упругие элементы, выбирая тем самым возможный рабочий ход. Одновременно с этим наваливается дополнительная тяжесть на передние шины, которые к тому же подвергаются сильному растяжению в зоне контакта с дорогой. Поэтому вероятность повредить перегруженные и растянутые нити корда в момент удара заторможенным колесом о препятствие возрастает в разы. Хуже будет только если неразумный автомобилист ещё и резко крутнёт рулем. Дополнительная боковая нагрузка при ударе тормозящего колеса увеличит риск катастрофического повреждения покрышки.
Кстати, именно так, с привычкой дотормаживать на кочках и ямах, чаще всего ломаются листы рессор, а также гнутся рычаги и деформируются балки в подвеске. Верным признаком того, что автомобиль пострадал, является изменение привычного положения руля вместе с ухудшением курсовой устойчивости из-за нарушения нормальной величины схождения передних колёс. Нередко возникает ещё и односторонний увод автомобиля от прямолинейного направления движения. Ну, а ритмичное непроизвольное покачивание руля, которое учащается по мере набора скорости после трогания с места, обычно указывает на искривление шины в продольной плоскости. Виной тому – лопнувшие нити корда. Однозначно: кривую шину надо менять, с таким повреждением ездить опасно. А стопроцентно выявить нездоровую кривизну беговой дорожки достаточно просто. Нужно всего лишь вывесить подозрительное колесо с помощью домкрата либо на подъёмнике, и хорошенько покрутить его, контролируя на глаз наличие или отсутствие биения со стороны протектора.
В этом же положении визуально определяется и состояние самих колёс на предмет отсутствия повреждений, ведь на наших дорогах иногда не выдерживает даже прочный металл. Как гласит шуточный закон юмориста Мэрфи, всё что может сломаться – ломается! Всё, что не может сломаться - ломается тоже.
Шутки шутками, но всё-таки главное в теме сохранности шин и колёс – это грамотное вождение автомобиля. Да, можно ругать дорожников до хрипоты, можно после того, как пробита шина, обращаться к автостраховщикам или ходить по судам, пытаясь возместить ущерб. А не проще ли следить за тем, чтобы все шины были хорошо накачаны до рекомендованной величины и заодно приучить себя отпустить педаль тормоза перед наездом на препятствие?
Ну, а если повреждение шины всё-таки произошло, её, разумеется, лучше всего поменять. Фирменные шинные центры крупнейшего поставщика разнообразных колёс и шин всегда к Вашим услугам!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович