Ходимость автомобильных шин
2025-04-14
1638
Каждому из нас свойственно желание, чтобы приобретенная нами полезная и нужная вещь служила как можно дольше. Здесь не является исключением и автомобильные шины. Для них придумали даже отдельный термин — ходимость. Эта характеристика определяет пробег данной шины до наступления предельно допустимого износа. Разброс показателей ходимости у разных моделей по факту может быть очень большим, и тут очень многое зависит от качества изготовления покрышек.
К примеру, некоторые модели для грузовиков из продуктовых линеек именитых шинных производителей способны выхаживать четверть миллиона километров пробега с возможностью продления срока их службы за счёт дополнительного углубления канавок истёртого протектора методом специальной нарезки. А среди грустных антирекордов столь важного показателя можно отметить ходимость легковых шин для грузопассажирских автомобилей из советских времен, которые выпускались местным шинным заводом одной из республик Закавказья. Всего лишь 10−12 тысяч километров пробега до кончины таких покрышек с отвратительным качеством исходной резиновой смеси были тогда рядовым явлением. Водители старшего поколения, в своё время вдоволь наездившись на таком откровенном браке, вспоминают, что после экстренного торможения на «ЮЗ» с асфальта можно было собрать горсть сажи от моментально стирающегося протектора.
Если же говорить о нынешней ситуации на шинном рынке нашей страны, то показатели ходимости шин сильно зависят не только от качества их изготовления, но и от условий эксплуатации. Нельзя забывать и про другие физические факторы, которые влияют на преждевременный износ автомобильных шин, где-то ослабляя его, а где-то усиливая. В их числе повреждения покрышки, старение резины, а также разного рода нефтепродукты и иные химикаты, попадающие на шину. Сокращению срока службы покрышек также способствует неудовлетворительное состояние дорог. Выбоины и кочки, острые камни, щебень и гравий, в отличие от гладкого асфальта, гораздо быстрее изнашивает любую, даже очень качественную шину. А ещё на ходимость шин плохо сказываются неблагоприятные климатические условия. К ним относятся экстремально низкие температуры воздуха или же наоборот сильная жара наряду с продолжительным воздействием солнечных лучей и озона. Кроме того, многое зависит от манеры вождения. Любители быстрой езды должны помнить о том, что при 120 км в час шины изнашивается почти в два раза быстрее, чем на скорости 70 км в час.
Заметно ускоряют износ протектора резкие старты, экстренные торможения и лихое прохождение виражей. Сюда же следует отнести дальние продолжительные поездки. Длительный нагрев шин при многочасовом движении зачастую усиливается ещё и за счёт перегруза автомобиля. А чем сильнее греется шина, тем интенсивнее происходит её износ, в том числе и за счёт размягчения горячей резины. Иными словами, в поездке шины всё время работают. Они растягиваются под действием центробежной силы, отрываются от дороги и сцепляются с ней, сжимаются под действием массы автомобиля и под ударами дорожных неровностей. Скручиваются от воздействующих на них боковых сил.
Результат эксплуатации очевиден. Чем напряжённее трудится шина, тем короче срок её службы. В связи с этим не забываем и о другой прописной истине. Важнейшим условием безопасности и бережной эксплуатации является регулярный контроль и поддержание предписанного внутреннего давления в шина. Ведь правильная конфигурация профиля шины обеспечивается только за счёт давления воздуха с рекомендованной для конкретной модели величиной. Тут все просто: у недокачанной шины больше положенного сминаются боковины, а вся нагрузка в пятне контакта с дорогой ложится на крайние части протектора. Соответственно, середина беговой дорожки прогибается внутрь и работает с уменьшенной интенсивностью.
Как следствие, наблюдается перегрев шины в целом и ускоренный износ протектора по краям. Ну а повышенное давление воздуха провоцирует быстрое истирание центральной зоны протектора наряду с ростом ударных нагрузок на каркас из-за ухудшения амортизационных свойств шины. Кстати, возвращаясь к эксплуатации шин при низком давлении воздуха, стоит упомянуть и о двух других признаках разгильдяйства водителя по отношению к состоянию колес. Это характерные разрывы по окружности боковин и кольцеобразная выработка резины в зонах контакта борта покрышки с закраиной обода. Грубо говоря, на сколько процентов снижено давление воздуха от нормального значения, на столько же процентов сокращается ресурс тех шин, на которых мы ездим.
Дополнительным неприятным довеском в подобных случаях становится увеличение сопротивления качению, влекущее за собой повышение расхода горючего. Кроме того, ходимость шин во многом зависит от регулировки углов установки колес и, в целом, от исправности ходовой части. Например, плохо работающий амортизатор не обеспечивает плотного прижима шины к дороге при движении по неровностям, от чего происходит кратковременная потеря контакта в зоне касания протектора с дорогой. Лишние проскальзывания при частом восстановлении сцепления после подскоков колеса влекут за собой ускоренный износ резины. Что характерно, бывает и так, что регулировки углов установки колес только на управляемой оси оказывается явно недостаточно. По разным причинам задние колёса тоже могут быть нацелены не туда, куда нужно. Если же речь идет о трёх - либо четырёхосных грузовиках или трёхосных автобусов, то там нередко имеет место так называемое тандемное рассогласование колёс задней тележки. Водители говорят проще – перекос мостов, суть события от этого не меняется.
При таком раскладе потрепанный автомобиль движется неустойчиво, поглощает больше топлива и заодно активно стёсывает протектор шин на непараллельно катящихся колёсах. И на том же грузовом крупногабаритном транспорте, чаще чем у легковых авто, встречается пятнистый износ либо одной шины, либо двух спаренных колес в случае подклинивания рабочего тормозного механизма. При возникновении скольжения юзом при каждом нажатии на тормозную педаль, ни о какой ходимости шин говорить не приходится. Это ещё один очевидный фактор – сокращение ресурса покрышки в ускоренном темпе. Сгубить до срока хорошую шину может и внезапная пробоина, и езда на ней в спущенном состоянии после прокола, а также привычка притираться плотной боковинами шин к краям бордюра при параллельной парковке.
Довольно часто шины прокалываются гвоздями, кусочками металла из строительного мусора, шурупами, саморезами, обрывками проволоки от щеток подметальных дорожных машин. И они же нередко пробиваются валяющимися без дела болтами. Поэтому старайтесь в движении не заезжать на обочину и не держаться у её края, особенно в тех местах, где возможна засоренность строительными отходами.
Полезно также знать и по возможности избегать опасной в отношении прокола шин скорости конкретного автомобиля. Давно замечено, что при наезде на посторонний предмет переднее колесо зачастую поднимает гвоздь, шуруп или пруток, а шина заднего колеса им протыкается, если он не успел упасть. Для большей части легковых автомобилей с колёсной базой около 2,5 метров применительно к этому риску нежелательно скорость порядка 60 км в час. Окончательный вывод сделать несложно.
Достижение максимально возможного пробега до критической отметки по износу шин, зависит в первую очередь от водителя!