Еще раз о нюансах выбора шин
2024-07-22
6770
Выбор новых шин зачастую становится сложной задачей для автомобилиста. Идеальных моделей покрышек в принципе не существует, поэтому подбор авторезины по важнейшим качествам – это всегда компромисс: в чём-то вы выигрываете, а с какими-то особенностями поневоле приходится мириться. Здесь каждый определяет для себя, что важней – низкая цена, хорошие сцепные качества, малая шумность, отличная износостойкость или, к примеру, красивый рисунок протектора. Кстати, в отношении последнего свойства единого мнения нет. Помните, как говаривали в старину? «Кому-то нравится попадья, а кому-то попова дочка!» Но вот для объективной оценки других ключевых критериев полезно присмотреться к заводской маркировке шин. Набор обозначений хоть по европейским, хоть по американским стандартам несёт в себе интересную информацию.
Не все знают о том, что с 2012 года на любой покрышке, которую продают на территории Евросоюза, должен быть наклеен специальный цветной стикер. Такая наклейка описывает шину по трём характеристикам: класс экономии топлива, шумность и класс сцепления с мокрой дорогой.
Картинка с изображением динамика – громкоговорителя внутри шины показывает уровень шума в децибелах при достижении контрольной отметки скорости. Одна чёрная звуковая волна – это отлично, это на три и более децибела ниже европейской нормы 2016 года. Две волны – на уровне или чуть тише, а вот три изогнутых чёрных полоски укажут на весьма шумную шину, которая уже не вписывается в заданные пределы.

Другой, не менее важный параметр – это класс экономии топлива. «А» - самый экономичный, и здесь логика маркировки тоже проста. Чем ниже класс, тем больше сопротивление качению шины и выше расход горючего. Между шинами класса «А», которые обеспечивают наибольшую величину выбега при движении накатом и самыми неблагополучными в плане качения шинами класса «G» существует разница, которая выражается в увеличенном потреблении топлива. Её величина составляет немалые 7,5%. Иными словами, при среднем расходе горючего 10 литров на 100 километров пути в расчёте на среднегодовой пробег порядка 25.000 километров шины класса «А» позволяют сэкономить около двухсот литров топлива. Перемножьте эту цифру на стоимость одного литра горючего, и Вы ещё раз оцените важность информации на так называемой евроэтикетке.
Далее. Те же самые буквы латинского алфавита, но без цветовой индикации, характеризуют сцепные качества шины. Их отслеживают по длине тормозного пути на асфальте. Что характерно, показатели тормозного пути от буквы к букве меняются весьма ощутимо. В перечислении маркировок А, В, С, D, E, F или G наиболее цепкими окажутся шины с литерой «А», а на всех остальных автомобиль при экстренном торможении будет останавливаться заметно позже. Разница в длине тормозного пути со скорости 100 км/час от класса к классу увеличивается в среднем на 2,5 – 3 метра. Учитывайте этот момент при выборе конкретной модели шины.
Не менее интересную информацию содержит достаточно мелкие надписи на боковинах, которые узаконены американской маркировкой DOT. Она применяется с 1978 года. Износостойкость шины, или в английском варианте Treadwear, обозначается условной цифрой от 100 до 600.


Чтобы узнать прогноз срока службы данных покрышек, надо цифру в обозначении Treadwear умножить сначала на 100, а затем её же перемножить на 150. Два полученных результата дадут вам расчётный пробег до критического износа шины. Например, при индексе 240 шина должна прослужить от 24.000 до 36.000 километров. Первая цифра служит ориентиром для любителей динамичной езды, а вторая указывает норму для спокойных водителей.
Ещё одна англоязычная надпись Traction тоже показывает класс сцепления, и в этом есть сходство с маркировкой на евроэтикетке. Однако здесь в качестве расчётной величины берётся замедление автомобиля при экстренном торможении либо на бетонном покрытии, либо на асфальте.
Как лучший вариант можно рассматривать шины класса «АА». Словно впиваясь в асфальт, они позволяют реализовать замедление свыше 0,54 метров на секунду в квадрате. Соответственно, на шинах класса «В» или «С» автомобиль укатится гораздо дальше.
Ну, а температурная характеристика шины подразумевает разделение на три класса по выделению тепла при движении. Меньше других на высокой скорости греются шины класса «А», соответственно, они лучше подходят для продолжительных поездок по трассе.
Возвращаясь к началу статьи, ещё раз подчеркну, что идеальных шин на все пожелания и на все случаи жизни вам не найти. Надо чем-то жертвовать в угоду наиболее актуальным ценностям. К примеру, в продаже есть множество недорогих моделей для спокойной езды по городу. Они, как правило, экономичны, особо не шумят и приходят три, а то и четыре сезона у среднестатистического автовладельца. Однако дальние скоростные броски по шоссе точно не для таких шин, они боятся повышенной нагрузки и перегрева. Сцепные качества у бюджетных моделей выдающимися тоже не назовёшь, зато цена будет приятнее, чем у топ-моделей.
Для тех, кто любит гонять, предусматриваются шины с иной конструкцией и иным составом резиновой смеси. Такие шины обеспечивают гораздо лучшее сцепление с дорогой наряду с более точными реакциями даже на небольшой поворот руля. Однако за удовольствие от быстрой езды придётся заплатить. По-настоящему цепкие покрышки стоят дороже, стираются за один-два сезона, шума от них зачастую больше и расход топлива с ним растёт.
Впрочем, многие из перечисленных особенностей высокоскоростных шин зачастую объясняются агрессивным стилем вождения конкретного автовладельца.
По вопросу смены шин стоит упомянуть и о том, как лучше менять резину. Ведь иногда хозяева автомобилей из соображений экономии покупают только пару новых покрышек или на переднюю, или на заднюю ось, причём нередко даже с другим рисунком протектора, то есть другой модели. В принципе, правила дорожного движения такую практику не запрещают. Тем не менее в какой-то острой дорожной ситуации автомобиль с разными шинами может повести себя непредсказуемо. А при наличии электронных систем обеспечения безопасности их эффективность тоже может существенно снизиться – взять ту же систему курсовой устойчивости или антиблокировочную систему тормозов. Поэтому предпочтительнее ставить на автомобиль шины одной модели.
И, разумеется, с изношенными покрышками, пусть даже совершенно целыми с виду, даже без единого прокола за весь срок службы, надо расставаться без сожаления. Езда на «лысой» резине запрещена вследствие неоправданно высокого риска и для вас, и для окружающих. Дефицита шин сегодня нет, как нет и проблем с доступностью фирменных шинных центров!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович